Skoda Club Belarus ( Клуб любителей автомобилей Шкода )

Автомобили Skoda => Skoda Rapid => Тема начата: solbermin от 24 Март, 2016, 16:36:02

Название: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: solbermin от 24 Март, 2016, 16:36:02
Мифы и легенды про Skoda Rapid. Разбираемся, что в них правда, а что вымысел (http://telegraf.by/2016/03/46/314433-mifi-i-legendi-pro-skoda-rapid)

Мифам и легендам древней Греции более 25 веков. Чешский Skoda Rapid значительно моложе, тем не менее, историй о нем и его эксплуатации появилось множество, благодаря Интернету. Давайте разберемся, что в этих историях правда, а что «мифы и легенды».

История
Бензиновые двигатели Skoda Rapid 1.6 проблемные, стучат «на холодную», нуждаются в ремонте

На старте производства Skoda Rapid оснащались двигателями MPI ЕА111 тип CFNA, рабочим объемом 1.6 литра. Первые серии и вправду отличились звуковыми эффектами в виде стука при запуске из холодного состояния. Стук этот длился от нескольких секунд в теплое время до нескольких минут в мороз и исчезал по мере прогрева двигателя. Причина – конструктивная недоработка, недостаточный диаметр днища поршня для такой формы его юбки.

В результате, при возвратно-поступательном движении поршня в цилиндре возникала так называемая нерасчетная перекладка поршня, качающегося на поршневом пальце, сопровождаемая стуком. Большинство моторов могли ездить с этим стуком десятки и сотни тысяч километров, но в некоторых случаях симптом прогрессировал, моторы начинали «лопотать» во всем диапазоне температур, от стартовых до рабочих. Вскрытие и дефектация таких двигателей показали, что эффект сопровождался царапинами и задирами на юбках поршней, в аккурат, как на этом фотоснимке.

(http://telegraf.by/UserContent/images/2016-02/skoda-rapid/Piston.jpg)

Инженеры изготовителя достаточно быстро разобрались в проблематике, в 2013-м году поршни были доработаны, увеличен диаметр и изменена конфигурация юбок, и они пошли как на конвейере, так и в запасные части дилерам, которые принимали претензии владельцев и решали их заменой поршней.
Со второй половины прошлого, 2015-го года, вопрос по моторам 1.6 вообще решен кардинально, двигатели ЕА111 тип CFNA ушли в историю, замененные на EA211 тип CWVA того же рабочего объема.
Это совершенно другие силовые агрегаты, мощнее на 5 л.с. предшественника, с ременным приводом ГРМ. По ним таких проблем нет.

Вердикт: Данная история имеет под собой основания, и потому не миф. В настоящее время вопрос решен полностью.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dermonik от 24 Март, 2016, 17:53:07
Хорошее решение))) просто сделали новый мотор. А стучат и новые поршня ET как и старые EM. И завод не дает их менять опять на ET, т.к. уже стоят такие же и теперь это стало технической особенностью данного мотора. Сказочники.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: Tret от 24 Март, 2016, 21:29:12
А мотор EA211 тип CWVA только 110л/с или 90л/с тоже?
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dermonik от 24 Март, 2016, 21:30:48
*Сообщение от Tret [+]
А мотор EA211 тип CWVA только 110л/с или 90л/с тоже?
и 90 тоже :e
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: vol98 от 24 Март, 2016, 22:02:29
а кто - нить про 1.2 тси мифы и разоблачения напишет? ООООчень интересно.....
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: pavelk от 25 Март, 2016, 22:19:42

Ну-ну. Рассмешили :)) Я так понимаю у Фелокта забуксовали продажи рапидов с двигателями 1.6. И они решили это подправить. Только вот врут нагло, что решили проблему заменой поршней, т.к. модифицированные поршни тоже стучат.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: StepCool от 26 Март, 2016, 08:37:19
*Сообщение от solbermin [+]
В настоящее время вопрос решен полностью.
Ну, если решением считать слова дилера "это норма", то да, вопрос решен полностью... Или решение-другой двигатель? Т.е. приезжаю я такой со стучащим цфна, а мне так бац и новое двигло под капот?
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dermonik от 26 Март, 2016, 09:24:36
*Сообщение от StepCool [+]
Ну, если решением считать слова дилера "это норма", то да, вопрос решен полностью... Или решение-другой двигатель? Т.е. приезжаю я такой со стучащим цфна, а мне так бац и новое двигло под капот?
А тут бац и фига с маслом ))))
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: ezhik от 26 Март, 2016, 11:39:38
*Сообщение от dermonik [+]
А тут бац и фига с маслом ))))
Да. Тут вообще не понятно. Я вот вчера ТО 1 сделал. Так они масло не сливали, а откачивали. Вот и хрен его знает, как оно все происходит
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: StepCool от 26 Март, 2016, 13:21:06
*Сообщение от ezhik [+]
Да. Тут вообще не понятно. Я вот вчера ТО 1 сделал. Так они масло не сливали, а откачивали. Вот и хрен его знает, как оно все происходит
а пробку поменяли? или тоже, хрен его знает?
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: ezhik от 26 Март, 2016, 14:18:05
*Сообщение от StepCool [+]
а пробку поменяли? или тоже, хрен его знает?
Нет, не меняли. Я в заказ-наряде заметил, что пробки нет и спросил. А парень мне и сказал, что они не сливают масло, а откачивают. Поэтому и не меняли пробку
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dallasdp от 28 Март, 2016, 16:07:36
*Сообщение от ezhik [+]
Нет, не меняли. Я в заказ-наряде заметил, что пробки нет и спросил. А парень мне и сказал, что они не сливают масло, а откачивают. Поэтому и не меняли пробку
Ага! Откачивать масло и менять (хоть реально, хоть виртуально) это уж борзость высшей степени.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: alex 1976 от 28 Март, 2016, 17:21:57
*Сообщение от dallasdp [+]
Ага! Откачивать масло и менять (хоть реально, хоть виртуально) это уж борзость высшей степени.
растолкуйте подробнее...
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dallasdp от 29 Март, 2016, 12:46:02
*Сообщение от alex 1976 [+]
растолкуйте подробнее...
Если масло менять НЕ методом слива из картера, а методом откачивания через отверстие щупа, то сливная пробка не откручивается, т.е. герметичность в данном месте не нарушается и следовательно совершенно нет необходимости в ее замене. Отсюда имеем:

Вариант первый (реальный) откручивать старую пробку, вкручивать новую с включением ее стоимости в общую стоимость.

Вариант второй (виртуальный) не откручивать старую пробку, не вкручивать новую пробку, но при этом включить в общую стоимость стоимость пробки (якобы ее заменили).

Оба варианта это есть борзость. %q


ЗЫ:  ::) Возможно, мне следовало бы свою фразу изложить более четко
Ага! Откачивать масло через отверстие щупа и менять сливную пробку (хоть реально, хоть виртуально) это уж было бы борзостью высшей степени.
вместо
Ага! Откачивать масло и менять (хоть реально, хоть виртуально) это уж борзость высшей степени.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: solbermin от 29 Март, 2016, 13:11:15
*Сообщение от ezhik [+]
Нет, не меняли. Я в заказ-наряде заметил, что пробки нет и спросил. А парень мне и сказал, что они не сливают масло, а откачивают. Поэтому и не меняли пробку
Вроде понятно написано было. Пробку не меняли, потому что масло менялось вакуумным способом.
Отчего весь сыр-бор?
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: ezhik от 29 Март, 2016, 20:11:10
*Сообщение от solbermin [+]
Вроде понятно написано было. Пробку не меняли, потому что масло менялось вакуумным способом.
Отчего весь сыр-бор?
Да просто странно, я давно не сталкивался именно с откачиванием масла. Да и на ТО могли бы предложить варианты. Я считаю, что слив надежней будет, но это только ИМХО.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: Artandr от 29 Март, 2016, 21:13:25
*Сообщение от dermonik [+]
и 90 тоже :e
90л/с только мотор EA211 тип CWVB. А мотор EA211 тип CWVA только 110л/с 
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: Ruslan82 от 27 Июль, 2016, 01:34:05
а на каком пробеге стучат? на 30000 все тихо
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: Yshida от 21 Август, 2016, 07:42:06
Впадина для щупа, является самым глубоким местом в двигателе.. По этому грамотней всего через щуп выкачивать. Иначе останется не много.   :qr
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dallasdp от 22 Август, 2016, 00:00:52
*Сообщение от Yshida [+]
Впадина для щупа, является самым глубоким местом в двигателе........
^o
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: piston от 26 Сентябрь, 2016, 18:21:52
*Сообщение от dermonik [+]
Хорошее решение))) просто сделали новый мотор. А стучат и новые поршня ET как и старые EM. И завод не дает их менять опять на ET, т.к. уже стоят такие же и теперь это стало технической особенностью данного мотора. Сказочники.
Кстати, мой CFNA уже 61тыс пробегал с ET поршнями и пока тфу 3 раза не стучит :) Подожду еще холодов, потом выложу ролик запуска. Но даже утренние пуски при +5 как у нового.

Добавлено: [time]26 Сентября, 2016, 18:23:46 [/time]
*Сообщение от dallasdp [+]
^o
Тоже повеселило :) Зачем ему быть глубоким, что бы на 2см померить 3.5л масла в поддоне? :)

Добавлено: 26 Сентябрь, 2016, 18:24:47
*Сообщение от Ruslan82 [+]
а на каком пробеге стучат? на 30000 все тихо
Да может и никогда не застучать. Не поймешь, вроде есть пострадавшие и все мамой клянуться, что все делали по инструкции :)
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dermonik от 26 Сентябрь, 2016, 19:09:16
60 тыс. стучит как и стучал ))) все по инструкции. разговаривал с Амико (диллер фв в витебске). Мне сказали, что и ЕТ сейчас меняют. Сказали много брака по блокам цилиндров и сейчас фольс дает добро на замену блока после промеров его и несоответсвию допускам. дело не в поршнях оказываем ,а в качестве исполнения ((( а шкода у нас посылает с этим ((( ездим дальше и стучим. надо было брать фольксваген, там отношение к клиентам лучше получается  %a ну не повезло мне  :)
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: Timon304 от 26 Сентябрь, 2016, 19:47:34
А чем не повезло, стоит под забором?
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dermonik от 26 Сентябрь, 2016, 19:51:12
*Сообщение от Timon304 [+]
А чем не повезло, стоит под забором?
не знаю. может скоро и будет )) чем это дальше аукнется я не знаю.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: piston от 26 Сентябрь, 2016, 21:18:21
*Сообщение от dermonik [+]
60 тыс. стучит как и стучал ))) все по инструкции. разговаривал с Амико (диллер фв в витебске). Мне сказали, что и ЕТ сейчас меняют. Сказали много брака по блокам цилиндров и сейчас фольс дает добро на замену блока после промеров его и несоответсвию допускам. дело не в поршнях оказываем ,а в качестве исполнения ((( а шкода у нас посылает с этим ((( ездим дальше и стучим. надо было брать фольксваген, там отношение к клиентам лучше получается  %a ну не повезло мне  :)
Вот казалось, ты уже собрал достаточно информации, что бы позвонить на горячую линию ФГР и задать им неудобный вопрос. На сколько я помню, ты до окончания гарантийного периода заявил о проблеме, у тебя есть официальный отказ ОД, на основании которого можно требовать бесплатный ремонт, так как ОД отказывал в ремонте необоснованно. Если теперь есть решение проблемы. Если откажет белорусский ОД (что наверняка), то можно пробовать обратиться в РФ. Где-то на онлайнере даже был человек с российского ФВ предлагая помощь даже владельцам шкоды.

PS я кстати с самого начала говорил, что явно брак это. И проблем с поршнями вообще не было. Ни со старыми ни с новыми. Хватает в интернете владельцев со старыми поршнями, и стуков нет. Они конечно мостили подогрев впускного воздуха и т.п. приблуды, но это все равно не помогает против стуков. Стуков нет, потому, что у тех у кого стучит тупо брак.

Мой не только не стучит, но и работает заметно тише, чем новый, возможно приработался мотор. Мое заключение, если не брак, CFNA вполне неплохой мотор.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: alesha от 27 Сентябрь, 2016, 10:54:35
Раз мы снова вернулись к стукам, что у вас с расходом масла на угар?
У меня: до ТО-1 без доливки, до ТО-2 ушло + - 0,4л, приближается ТО-3 и долил 0,4-0,5л.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dermonik от 27 Сентябрь, 2016, 10:58:16
*Сообщение от alesha [+]
Раз мы снова вернулись к стукам, что у вас с расходом масла на угар?
У меня: до ТО-1 без доливки, до ТО-2 ушло + - 0,4л, приближается ТО-3 и долил 0,4-0,5л.
у меня расхода нет. от замены до замены приблизительно одинаковый уровень. всегда ровно середина щупа.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: Timon304 от 27 Сентябрь, 2016, 13:23:12
Расход масла от стиля вождения тож зависит, у меня не рапид, но расхода нет в обычном режиме, если я еду к родителям там еду 130 , после нескольких поездок доливаю.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: alesha от 27 Сентябрь, 2016, 14:30:52
В моем случае, это довольно спокойный, предпенсионный стиль. При разгоне до 3,5, редко до 4т, по трассе более 3т об/мин не держу, т.к. для меня начинается акустический дискомфорт.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: Maximator от 27 Сентябрь, 2016, 14:32:32
У меня Rapid 1.4 TSI - разгон/торможение достаточно резко - масло угорает нормально так. Привык :)

После поездки по автобану со средней 170 км/ч километров так под 800 - масло ушло около 800 мл.

От стиля точно зависит :)
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: Zubastik от 27 Сентябрь, 2016, 15:49:22
На CFNA от езды никак не зависит: стоит как мертвый уровень на 1 месте. Скоро остатками масла от прошлых ТО можно полностью будет замену сделать
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dermonik от 27 Сентябрь, 2016, 19:32:27
*Сообщение от Zubastik [+]
На CFNA от езды никак не зависит: стоит как мертвый уровень на 1 месте. Скоро остатками масла от прошлых ТО можно полностью будет замену сделать
+1
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: piston от 27 Сентябрь, 2016, 22:38:55
*Сообщение от Maximator [+]
У меня Rapid 1.4 TSI - разгон/торможение достаточно резко - масло угорает нормально так. Привык :)
После поездки по автобану со средней 170 км/ч километров так под 800 - масло ушло около 800 мл.
От стиля точно зависит :)
Такой же рапид, только лифтбэк, масло ни грамма от замены до замены. Но езда не то, что бы спокойная, но тормозами почти не пользуюсь (умею далеко смотреть светофоры, и у многих знаю интервалы), от того скорость может на участке быть 40-70. Как результат расход в городе от 6 до 7л на 100км, даже на очень коротких дистанциях, когда от дома до работы, у меня масло по бортовому только до 60-70гр прогревается (при том, что нормальная температура масла всегда равна или немного выше температуры ОЖ).

Да, тормоза тоже живут долго. На турбомоторе я пока 23тыс только накатал, а вот на CFNA уже 61ткм, и тормозные колодки на ТО-4 мне не меняли, по состоянию только 50% износа. Чувствую, что только на 100ткм их менять буду :)


Добавлено: [time]27 Сентября, 2016, 22:42:16 [/time]
*Сообщение от Zubastik [+]
На CFNA от езды никак не зависит: стоит как мертвый уровень на 1 месте. Скоро остатками масла от прошлых ТО можно полностью будет замену сделать
Разумеется это неправда. От стиля зависит как писали выше. Я когда в Германии по автобану ехал 160-170 довольно продолжительное время, то на угар масло ушло. Доливать не пришлось, но к замене масло было в самом низу заштрихованной зоны на щупе. Аналогично замечал и в РБ. Стоило скататься по М1 в Брест пару раз... А если езжу только по Минску, то да, уровень как вкопанный.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: alesha от 28 Сентябрь, 2016, 08:42:35
У меня преимущественно один маршрут, МКАД 4,3км, по Победителей до Ульяновской, утром это почти трасса, расход 6/100. Совсем коротких пробегов мало, по выходным снова МКАД, везде +10-20 к разрешенной. За город езжу не часто, если и езжу, то особо не нарушаю скоростной режим. Однако все равно жрэ...
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: piston от 28 Сентябрь, 2016, 09:02:23
*Сообщение от alesha [+]
У меня преимущественно один маршрут, МКАД 4,3км, по Победителей до Ульяновской, утром это почти трасса, расход 6/100. Совсем коротких пробегов мало, по выходным снова МКАД, везде +10-20 к разрешенной. За город езжу не часто, если и езжу, то особо не нарушаю скоростной режим. Однако все равно жрэ...
Пробуй без +10-20. А 6л по указанному маршруту нормальный расход, ниже получить еще надо очень стараться.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: VGRT от 29 Сентябрь, 2016, 13:47:51
Летом, город-трасса примерно 80/20. После ТО-2, с максимума за 5к ушло примерно 700-800 мл. Долил, прошло 4к, опять загорелась контрольная лампа и еще 700-800 мл. Похолодало, пока 3к проехал - стоит как вкопанный уровень.  :y
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: Yshida от 30 Сентябрь, 2016, 07:20:37
Пробег 3,500  до минимума  5 мм. По трассе проехал где-то 30 %.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: alesha от 30 Сентябрь, 2016, 08:30:51
Еще меня интригует запуск двигателя, вернее обороты на хх. Зимой 1100-1200 это понятно, в такую погоду 800-900 ожидаемо, но почему когда от +20 обороты 1200? и держатся в течение + - 5 минут. Раньше не встречал таких высоких оборотов в теплую-жаркую погоду на других авто.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dermonik от 30 Сентябрь, 2016, 10:00:34
*Сообщение от alesha [+]
Еще меня интригует запуск двигателя, вернее обороты на хх. Зимой 1100-1200 это понятно, в такую погоду 800-900 ожидаемо, но почему когда от +20 обороты 1200? и держатся в течение + - 5 минут. Раньше не встречал таких высоких оборотов в теплую-жаркую погоду на других авто.
Для CFNA это нормально.постоянно такое наблюдаю. читал где-то, что это запускается режим тестирования катализатора, а может и нет :)
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: alesha от 30 Сентябрь, 2016, 10:40:36
*Сообщение от dermonik [+]
Для CFNA это нормально.постоянно такое наблюдаю. читал где-то, что это запускается режим тестирования катализатора, а может и нет :)
А чего его каждый день тестировать?
Подождем, может Александр расставит точки над i
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: Tret от 30 Сентябрь, 2016, 15:16:06
Повышенные обороты это прогрев катализатора (экология однако), но 5 минут уже слишком.( у меня на CWVB секунд 20-30).
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dermonik от 30 Сентябрь, 2016, 16:22:38
*Сообщение от Tret [+]
Повышенные обороты это прогрев катализатора (экология однако), но 5 минут уже слишком.( у меня на CWVB секунд 20-30).
странный прогрев, который зависит от температуры окружающей среды. т.е. в минус его не надо прогревать ,а когда +15 +20, тогда его надо прогреть?
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: Tret от 30 Сентябрь, 2016, 22:01:27
Возможно, он льет топливо одинаково при + и при-. Но при + мотор легче крутится (повышенные обороты здесь побочный эффект).
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: piston от 02 Октябрь, 2016, 22:21:41
*Сообщение от VGRT [+]
Летом, город-трасса примерно 80/20. После ТО-2, с максимума за 5к ушло примерно 700-800 мл. Долил, прошло 4к, опять загорелась контрольная лампа и еще 700-800 мл. Похолодало, пока 3к проехал - стоит как вкопанный уровень.  :y
У меня хоть и не вкопанный уровень, но от замены до замены ничего подливать не нужно. Лампочка никогда еще не загоралась, смотрю уровень редко, может раз в 5тыс. Это все про 1.4 TSI разумеется. CFNA тоже масло подъедает, но менее заметно, т.е. от замены до замены уровень в норме.

Добавлено: 02 Октябрь, 2016, 22:25:21
*Сообщение от alesha [+]
Еще меня интригует запуск двигателя, вернее обороты на хх. Зимой 1100-1200 это понятно, в такую погоду 800-900 ожидаемо, но почему когда от +20 обороты 1200? и держатся в течение + - 5 минут. Раньше не встречал таких высоких оборотов в теплую-жаркую погоду на других авто.
3-й год езжу на CFNA и даже не обращал на это внимание :) Возможно по двум причинам: АКПП + вообще не грею мотор ни летом ни зимой, сел и через полминуты поехал.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: alesha от 03 Октябрь, 2016, 10:17:59
вообще не грею мотор ни летом ни зимой, сел и через полминуты поехал.
Так и я не грею. В начале маршрута несколько светофоров, отсюда и взял пять минут. И на тахометр смотреть не обязательно, по вибрации легко определить когда падают обороты.
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: anslan от 22 Апрель, 2017, 14:00:45
*Сообщение от dallasdp [+]
Если масло менять НЕ методом слива из картера, а методом откачивания через отверстие щупа, то сливная пробка не откручивается, т.е. герметичность в данном месте не нарушается и следовательно совершенно нет необходимости в ее замене. Отсюда имеем:

Вариант первый (реальный) откручивать старую пробку, вкручивать новую с включением ее стоимости в общую стоимость.

Вариант второй (виртуальный) не откручивать старую пробку, не вкручивать новую пробку, но при этом включить в общую стоимость стоимость пробки (якобы ее заменили).

Оба варианта это есть борзость. %q


ЗЫ:  ::) Возможно, мне следовало бы свою фразу изложить более четковместо

а Вам запчасти после сервиса разве не отдают? у меня в заначке уже 2 пробки хранится ))
Название: Re: Мифы и легенды про Skoda Rapid
Отправлено: dallasdp от 24 Апрель, 2017, 08:32:32
Отдают, по просьбе (желающих самостоятельно заняться утилизацией снятых з/частей.  :) )